пятница, 15 июня 2007 г.

Евгений Сталев (отец)

К сегодняшнему дню Евгений Сталев добился множества значительных побед, нажил немало завистников и сделал несколько громких заявлений, он по-своему творит историю бильярда. И неудивительно, ведь единомышленники Жени — самые родные и близкие ему люди: отец Евгений Геннадьевич и старший брат Максим — таким стальным сплавом можно покорить и американский бильярдный мир. Если Евгений не замедлит свое триумфальное шествие, то непременно пополнит список великих игроков мира своей фамилией.

Сталев – воспитатель

Для многих молодых бильярдистов Евгений Геннадьевич уже по-свойски стал "дядей Женей". С новыми знакомыми Сталев-старший суров и неразговорчив, с сыновьями — строг, но справедлив, друзьям же всегда дает дельные советы.

Евгений Геннадьевич заслужил звание мастера спорта международного класса, стал чемпионом мира в командном первенстве и написал множество замечательных стихов, в том числе и о бильярде. Обозреватель журнала "Бильярд Спорт" встретилась с Евгением Сталевым-старшим сразу после его возвращения из Краснодара с турнира ветеранов.

"На турнире ветеранов я сыграл ниже своих возможностей, — не без самокритики начал Евгений Геннадьевич. — Честно говоря, не доволен собой, да и играть пришлось кием из колоды. Так что уровень игры оставлял желать лучшего. Надо больше тренироваться".

Отец братьев Сталевых увлекся бильярдом около 20 лет назад, будучи членом баскетбольной команды подмосковного Лыткарино. С разрешения руководства после тренировок ходил "постучать по шарам" и часто брал с собой сыновей. Старший сын Максим уже немного играл, а Женя был маленьким и мог только наблюдать за игрой отца и брата. Через два года отец решил открыть в Лыткарино свою бильярдную — купил четыре деревянных 3-метровых стола и обустроил помещение раздевалки детского катка. Там и начали "пропадать" сыновья Сталева-старшего. Позже с помощью Евгения Геннадьевича была создана первая Федерация бильярда Московской области. Начали проводиться соревнования на первенство Московской области в самом Лыткарино, а также в других городах.

"Я открыл бильярдную, когда работал на Лыткаринском оптическом заводе. Моя профессия — оптик шестого разряда. Я был лучшим оптиком министерства, делал детали, которые до сих пор никто повторить не может, — продолжил рассказ Евгений Геннадьевич. — Но со мной произошел мистический случай. Однажды мне было видение — покойный дед по материнской линии посоветовал мне бросить завод и полностью посвятить свою жизнь бильярду".

Так и случилось. Сталев-старший начал ездить в московские клубы, играть с известными бильярдистами, наблюдать за их игрой и… возить в столицу своих детей. Когда в ЦСКА открылся клуб "Русская пирамида", Евгений Геннадьевич уволился с завода, чтобы перейти туда работать маркером. Благодаря такому решению у семьи Сталевых появилась возможность бесплатно тренироваться на лучших столах страны тех лет.

"Даже после суток работы в "Русской пирамиде" я возвращался домой и говорил жене: "Лена, ты не представляешь, как хочется за бильярдный стол встать!". Но в то же время сказать, что бильярд — моя игра, я не могу. Может быть, моя игра — гольф, в который я еще ни разу не играл. Но во всех играх, связанных с круглым инвентарем, у меня всегда получалось добиваться неплохого результата. Почему? Потому что у каждого человека есть талант, предрасположенность к определенной деятельности, и этот талант надо развивать. В моем стихотворении "Посвящение игроку" я как раз попытался выразить свое отношение:

Уготована тебе одна дорога,
Свернуть с нее никак нельзя.
Ведь ты ж игрок по крови и от Бога,
И только лишь игра — твоя стезя".


Как вы считаете, сыновьям ваш талант и предрасположенность к играм передались по наследству?

Думаю, это семейное. Летом мама с тетей на даче каждый день играют в карты или в скрабл, да с таким азартом, как в молодости! Любовь к игре, наверное, передалась мне от матери, отец же никогда ни во что не играл. Еще мама рассказывала, что и на бильярде играть пробовала, но тогда женщине свободно попасть в бильярдную было непросто.

Слышала, как вы однажды сказали, что ваш старший сын Максим талантливей, чем младший…

Да, это мое личное мнение. Талант — он ведь многогранен, в том числе и в спорте, хотя назвать бильярд спортом можно с большой натяжкой. А в характере Максима я замечал главное — если он хочет, то добивается цели.


Но Евгений, кажется, больше вас слушает, чем Максим…

Когда это вы видели, чтобы Женька меня слушался?! Если проигрывает, то в мою сторону даже не смотрит. Ему одного моего гневного взгляда хватит, чтобы он так закопался в себе… Я строгий, но справедливый. Ведь у него всегда тысяча оправданий найдется, все будут виноваты, а он — нет! Когда-то я записывал его тренировки на камеру и показывал все ошибки, оправдаться было невозможно. А сейчас Женя стал мало тренироваться, все в покер играет. Раньше между Максом и Женей всегда было соперничество, вспомнить только, сколько финалов различных чемпионатов они сыграли друг против друга. Сейчас этого нет.

А у вас были тяжелые моменты в общении с ребятами?

Бывали и разногласия. Однажды мы поссорились и долго не общались. Но все возвращается на круги своя, мы же — одна семья. А в целом, я рад, что их жизнь складывается именно так. Единственное, я бы хотел, чтобы у Жени было образование, которое никогда не поздно получить. Когда мальчики были школьного возраста, то вопросы об их образовании решал я, и в итоге со школой для Жени решил повременить, а потом заставить его взяться за учебу стало просто невозможно. Вместе с тем, память у него просто великолепная! Это он в деда по отцовской линии пошел, Геннадия Николаевича, тот многое помнил. Женьке такая феноменальная память часто помогает.

Мне кажется, в вашей семье все друг на друга похожи. Гены сильные. Взять, например, Алю — она и вы просто одно лицо!

Алечка, да! Если сравнить мои фото, Жени и Али в одном возрасте, то и не отличишь, кто где…

И имя у внучки такое необычное…

Женя и Юля ее назвали так, потому что именины Алевтины совпали с рождением внучки. В моей семье все женщины на "Ал"! Маму мою зовут Алла, бабушку звали Александра, а внучку — Алевтина.

Расскажите, а каких достижений вам удалось добиться в жизни?

Их было много. В 23 года бросил грызть ногти — это было даже сложнее, чем бросить курить. С сигаретой я после ранения в легкое без сожаления распрощался. Еще 15 лет назад я за день мог выпить 20 бутылок крепленого вина. Потом и с этим завязал, что тоже считаю достижением… В бильярд стал играть в возрасте 39 лет, сумел стать чемпионом мира. В общем, много достижений было в жизни и еще будет.

Думаю, воспитание сыновей, ставших такими классными игроками, тоже ваше достижение. Вы гордитесь успехами Жени, чьи имя и фамилия уже стали легендарными?

Ну что вы! Это разве достижения? Когда различные функционеры, организаторы, псевдофедерации "ставят палки в колеса", достижений особых не добьешься. Что-то хорошее происходит в бильярдном мире благодаря "серым кардиналам" вроде меня, и если бы все мы не прилагали усилий, то здесь по-прежнему было бы сплошное болото. Я пришел в бильярд уже сложившимся человеком, смотрел игру таких мастеров, как Владимир Левитин, Ашот Потикян, а потом учил сыновей, при этом занимал высокие места на чемпионатах. Скажу, положа руку на сердце, добился я огромных достижений, и в каком-то смысле даже бoльших, чем мои сыновья.


Беседовала Валентина Борисова

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

пердуперденция коньки