пятница, 9 ноября 2007 г.

Кий, как инструмент наказания

Александр Васильевич, как произошло, что вы начали играть в бильярд с Борисом Николаевичем?

А у него никого не было, партнеров не было. Как-то мы оказались в гостинице в Юрмале и там начали играть.

Объяснял ли Борис Николаевич правила игры, расстановку шаров?

Конечно, объяснял!

А удары, например, винты, показывал?

Нет, винтовые удары он не мог выполнять.

То есть играл в основном «свояков»?

Нет, не только — и «свояков» забивал, и «чужаков». Классическая уральская школа игры. Частенько шары вылетали за стол, поэтому я никогда не вставал напротив, когда бил Борис Николаевич. 

И грали на бильярде президент и его окружение в специально созданном для занятий спортом и досуга Президентском клубе, отцами-основателями которого выступили Коржаков и его друг, глава ФСБ Михаил Барсуков. «По тем временам клуб получился шикарным. Нигде больше я не встречал таких просторных раздевалок», — вспоминает Коржаков. «Мой рабочий день, как обычно, закончился около девяти часов вечера. Я поехал в Президентский клуб на улице Косыгина. Там мы почти ежедневно встречались с Барсуковым — подводили итоги дня, обсуждали планы на ближайшее время», — это уже цитата из книги.
 
И до сих пор не выношу, когда напротив кто-нибудь стоит. Когда я стал играть не хуже него, он очень нервничал. Но полностью правила я узнал уже гораздо позже, на турнире в Самаре.

А вообще что предпочитаете — «американку», Московскую пирамиду?

Обычную пирамиду…

А проводили любительские турниры с участием Ельцина?

Конечно, проводили. Участвовали обычно Бородин, Барсуков, Грачев, Коржаков, Ерин иногда. Как всегда, великим игроком делали Ельцина! Смешно другое: когда клуб создали, договорились матом там не ругаться. Причем штрафы поручили собирать Юмашеву. И ему реально за каждое слово давали по $50 — серьезные по тем временам деньги. И он их регулярно собирал, но так и не отчитался! Правда, Ельцин матом особо не ругался — мог сгоряча редко что-нибудь буркнуть… Иногда на деньги и в теннис в клубе играли — Ильюшин до сих пор мне 10 тыс. должен.

На бильярде как предпочитаете играть — просто или на интерес?

Мы очень часто играли на «под столом».

Это Сталин, кстати, придумал...

Да, особенно неприятно было лезть под стол Паше Грачеву. Но китель с погонами снимал и — лез!

Кто чаще всего забирался под стол?

Вот как раз Паша чаще других и лазил. Причем мы не успевали приготовиться наслаждаться, по столу постучать, а он уже пролез!

Борису Николаевичу приходилось?

При мне он никогда в жизни не играл на интерес…

Получается, Борис Николаевич в этом смысле перещеголял Сталина?

Я бы сказал, что Сталин перещеголял Ельцина — он более честный человек…

Когда вы играете с разными по силе и по настроению партнерами, они оказывают на вас психологическое воздействие?

Я спокойно отношусь к игре, не бьюсь за победу, как раньше. Более того, считаю, что проиграть друзьям — это счастье.

Бородин утверждает, что самым сильным в президентской когорте игроком был Коржаков, никогда никому не проигрывал…

Не то чтобы я играл лучше всех, точнее просто. У меня всегда получался сильный удар. Сил хватало: подтягивался я тогда раз двадцать, а отжимался — все сто. Поначалу я брал за счет силы удара, потом понял, что точность — важнее. Чего лупить зазря!

Использовали ли вы бильярд в политике, будучи третьим человеком в государстве?

Почему третьим? Я иногда и первым был! — парировал Коржаков, вызвав у нас дружный смех. — Когда Ельцин ложился спать, а я за пультом сидел…

«Раза четыре я обыгрывал Ельцина в пух и прах — 8:0. Обычно это происходило в ситуациях, когда он меня сгоряча обижал. Я ответить так же не могу ведь?! Вообще, самое плохое для начальника — это обидеть подчиненного, зная, что он тебе не ответит, — рассказывает Александр Васильевич.

Поэтому если я кого-нибудь обижаю, потом сам всегда извиняюсь перед ним. И я понимал, что он и сам переживает, но ведь ему как президенту сложнее сказать, что он не прав. Борис Николаевич неделю-полторы молчит-молчит, потом — бах! — приглашает: ну, давай посидим… как будто ничего и не было! Посидели, пообедали, поговорили ни о чем или по делу — и считается, что Ельцин извинился. У него такая манера извиняться была. Поэтому, когда он где-то куражился надо мной, я спокойно его вечером 8:0 обыгрывал и тем самым наказывал. А он, в свою очередь, ломал кий».

И сколько киев сломал первый президент России?

При мне штук семь, а то и больше точно сломал. Потому что проигрывать не мог. Ему все должны были поддаваться. Самый интересный случай был, когда Миша Барсуков в 1995 г. решил его удивить и продемонстрировать мастер-класс…

«Пригласил Барсуков чемпиона то ли страны, то ли мира, — вспоминает Коржаков. — Пришел человек лет за 60, щупленький, в видавшем виды пиджаке, рубашке серенькой без галстука, а может, и в галстуке — таком же сереньком. Поздоровался со всеми, робея. Ну, по старшинству, конечно, Ельцин стал с ним играть. Разбивает и комментирует: «Классический разбив!» Ни один шарик не касается другого! А соперник так спокойненько восемь шаров «положил»… Ельцин порычал, по столу постучал, шары собрал. Мастер очередные восемь шаров в лузу отправил. Ну, Борису Николаевичу, так ни разу и не ударившему, ничего и не оставалось, как сломать кий и скомандовать идти в буфет».

Можно, конечно, сожалеть, что мастеру не объяснили правила игры во время мастер-класса, и удивляться — на что-де рассчитывал Борис Николаевич, скрещивая кии с профессионалом? Ельцин-боец привык побеждать — таков уж он был! Достаточно вспомнить вошедший в анналы истории случай, когда «…президент России начал музицировать около мэрии вместе с оркестром полиции Берлина. Никакого дирижерского умения у Бориса Николаевича не было, но это не помешало ему выхватить у обалдевшего дирижера палочку и обосноваться за пультом. Ельцин размахивал руками так эмоционально и убедительно, что вполне мог сойти за автора исполняемого музыкального произведения. И зрители, и корреспонденты, и музыканты тоже сильно развеселились. Ничего подобного они нигде и никогда не наблюдали, да и вряд ли еще увидят. А президент принял улюлюканья и вопли за восторженное признание своего дирижерского таланта».

Эта привычка побеждать, помноженная на абсолютную власть, сыграла меж тем злую шутку с развитием бильярдного спорта в нашей стране. До сих пор в бильярдных кругах ходит легенда о том, как однажды одного далеко не последнего в бильярдном мире человека, скажем так, привезли к одному очень высокопоставленному человеку, и как-то не так повел себя маэстро, после чего на развитии бильярдного спорта в демократической России надолго был поставлен крест. Подробности этой судьбоносной встречи умалчиваются. Может, это и был тот случай? Остается только догадываться…

Говорят, первое, что вы сделали в доме, — это бильярдную?

Она была одним из самых дорогих удовольствий. Деньги от продажи книги именно на ее обустройство и пошли. Проектировал ее замечательный человек Анатолий Васильевич Березин, полковник 9-го Управления КГБ. Мне всегда больше нравились бильярдные из вишни, красного дерева. Именно мастер Березин убедил меня сделать все-таки интерьер из дуба. Его сразу удивил размах (85 м2), и он с удовольствием взялся за работу. Стол был установлен года два с половиной назад — в доме на тот момент только и работала кухня да бильярдная. Хотя стол был подарен мне питерскими друзьями еще в момент первых тульских выборов. Когда у меня был в гостях вице-президент ФБСР туляк Владимир Никифоров, то сказал, что лучшей бильярдной в Подмосковье не видел.

Со многими сильными мира сего пересекался Коржаков. Например, интерес к фигуре Романа Абрамовича пробудил именно Коржаков, когда в конце 1998 г. назвал нынешнего владельца «Челси» и губернатора Чукотки главным «кассиром» семьи.

Доводилось ли вам встречаться за бильярдным столом с Романом Аркадьевичем?

Да мы с ним не знакомы даже! Я его один раз видел в коридоре Госдумы. Стоим я, Черномырдин и Березовский. Увидел меня и обогнул нас десятой дорогой!

Увы, что за игрок Роман Аркадьевич, узнать не удалось. Коржаков лишь отметил, что не совсем понимает, почему дачу Сталина, в которой последним жил Устинов, отдали Абрамовичу в 1997 г. Да вспомнил, что на каждой госдаче, которые находились в ведении 9-го Управления КГБ, обязательно были бильярдные столы, причем старинные.

На вопрос же о том, с какими другими крупными бизнесменами приходилось играть, заметил, что таких желающих «приблизиться к телу» было очень много в то время, когда он был «от первого до третьего»!

источник

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу. Лучше идеально выполнить небольшую часть задания, чем сделать плохо в десять раз больший объём работы. Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый грубый - возвышается до творчества. Кто ищет - тот всегда найдет, главное ищите! Трудолюбивая пчела умеет собрать мед и с горьких цветов. Великая радость - работа. Перед тем, как что-то сделать, - сначала подумай. Добытое трудом потеряется бездельем.

[URL=http://vakansiy-ru.ru/wordpress-537.html]Работа для иногородних в москве[/URL] [URL=http://vakansiy-rf.ru/wordpress-368.html]Предложение вакансий[/URL] [URL=http://vakansiy-russ.ru/wordpress-425.html]Работа сварщиком в москве[/URL] [URL=http://vakansii-rf.ru/wordpress-111.html]Работа в королеве мытищах[/URL] [URL=http://vakansii-ru.ru/wordpress-494.html]работа для девушек в москве[/URL] [URL=http://vakans-ru.ru/wordpress-85.html]Вакансии вахтовым методом в москве[/URL] [URL=http://vakansii-russ.ru/wordpress-198.html]Работа север вахта[/URL] [URL=http://mynmy.ru/wordpress-240.html]Работа сегодня вакансии[/URL] [URL=http://vakansiy-rus.ru/wordpress-341.html]Работа в маскве[/URL] [URL=http://vakansii-rus.ru/wordpress-578.htm]Работа супервайзер[/URL]